Пскович
А. Л. Ордин-Нащокин (1605/6 – 1680 гг.) – выдающийся русский дипломат, преобразователь и государственный деятель, внесший большой вклад на благо Отечества. Благодаря личным талантам и деловым качествам, его, как служилого человека, отметил и приблизил ко Двору сам Царь Алексей Михайлович. В 1667-1671 гг. он был главой Посольского приказа.
Во время русско-шведской войны 1656-1661 гг. А. Л. Ордин-Нащокин служил воеводой городов Друи и Кокенгаузена в Ливонии. Благодаря его усилиям было подписано выгодное Валиесарское перемирие со Швецией.
В 1665 г. А. Л. Ордин-Нащокин находился на воеводстве в родном Пскове, где провел реформу городского самоуправления, работал над созданием Новоторгового устава, получившего общерусское значение.
Впоследствии А. Л. Ордину-Нащокину поручались ответственные государственные дела по ведению международных переговоров, которые он успешно проводил с выгодой для России. В новом чине окольничего Ордин-Нащокин совершал переговоры с польскими посланниками об условиях окончания долгой русско-польской войны, увенчавшиеся заключением в 1667 г. знаменитого Андрусовского перемирия, по которому Россия возвращала себе Чернигов и Смоленск, а также Левобережную Украину с Киевом. За эту великую заслугу Афанасий Лаврентьевич был назначен главой Посольского приказа (то есть получил в управление всё внешнеполитическое ведомство страны) и пожалован чином ближнего боярина и «царственныя большия печати и великих государевых посольских дел оберегателя».
В то же время он руководил деятельностью Малороссийского приказа и других государственных ведомств, учредил регулярное почтовое сообщение и ямскую гоньбу из России в Польшу и Ливонию через Псков. А. Л. Ордин-Нащокин построил в 1668 г. первую корабельную верфь на Оке в селе Дединове для военных судов и руководил строительством 22-пушечного корабля «Орел», на котором впервые был поднят русский государственный трехцветный флаг (бело-сине-красный).
Прилагая усилия для изыскания прибыли русскому купечеству, он заложил основы политики меркантилизма в России. Его преобразования сочетались с просветительской деятельностью и щедрой благотворительностью. Свое государственное служение Ордин-Нащокин освящал молитвой и набожным отношением к православным святыням. Он осознавал значение Божественного Провидения в исторических событиях и современных свершениях.
В 1672 г. после разногласий с Царем по вопросам внешней политики А. Л. Ордин-Нащокин был удален в отставку и вернулся на родину в Псковскую землю. Здесь он
принял иноческий постриг с именем Антония в Иоанно-Богословской Крыпецкой обители и вступил на путь духовного делания, к которому давно стремился. Будучи благочестивым православным христианином, он обладал благородными качествами великодушия и доброты, и всю жизнь оказывал всемерную помощь ближним: обездоленным нищим людям, сиротам, вдовам и больным, для которых на свои средства построил в Пскове Казанскую больницу на 150 душ мужского и женского пола. Это было самое крупное благотворительное учреждение города в XVII-XVIII вв. для благоустройства богадельни и попечения за призреваемыми в ней согражданами инок Антоний попросил благословения у псковского архиепископа Арсения, с которым был в давней дружбе и духовном общении.
Владыка пошел навстречу благочестивым устремлениям старца Антония Нащокина и поставил его в качестве настоятеля в чине строителя в окологородный Никольский Любятов монастырь. Здесь Антоний находился в 1675-1678 гг. и провел в обители перемены организационного характера, связанные с общежительным уставом. Видимым проявлением этого стало строительство общей трапезной с придельной церковью свт. Филиппа Митрополита Московского. В 1679 г. инок Антоний Нащокин был вызван в Москву для участия в переговорах с польскими послами о продлении Андрусовского перемирия. Справившись с этим последним государственным служением, старец Антоний вернулся в начале 1680 г. в псковский Крыпецкий монастырь, где принял схиму, скончался и был погребен.
К духовным заслугам инока Антония Нащокина относится распространение на Псковской земле почитания иконы Казанской Богородицы и святителя Филиппа Митрополита Московского. Строительством храмов в их честь старец Антоний содействовал сплочению псковских святынь с московскими, стремился приобщить своих земляков к благочестивому поклонению новопрославленным святыням и, таким образом, духовно укреплял русское национальное самосознание. Список Казанской иконы, исполненный по заказу А. Л. Ордина-Нащокина для псковского храма, сейчас находится в Троицком соборе и особенно почитается псковичами.
Отмечая великие заслуги А. Л. Ордина-Нащокина, сам Царь Алексей Михайлович не раз посылал ему жалованные грамоты. В одной из них возвещалось:
«Служба твоя забвенна николи не будет».