"Мне бы хотелось, чтобы это безудержное воровство прекратилось"
-
Почему нужны три недели подготовки к Великому посту, батюшка?- Великий пост требует от человека напряжения всего организма: духовных и физических сил. И если выполнять все требования церкви относительно пищи, посещения церкви, молитвы и поста, то, безусловно, сразу требовать от человека исполнения было бы безрассудно. Поэтому три недели используются Церковью, чтобы можно было подумать: ради чего пост. Осмыслить свою жизнь. Время Великого поста – это, действительно, время подвига. Мы приходим в этот мир без нашего согласия, нас никто не спрашивал, и потом многие из нас не принимают мира. И об этом наши серьезные раздумья: принимаем ли мы мир?Помните, у Александра Блока: «Признаю тебя, мир. Принимаю. И приветствую звоном щита!» Это подвиг – принятия мира, отсюда и «иванокарамазовский вопрос», который стоит перед человеком, и в это время как раз и вырисовывается более четко: «Принимаю мир, или не принимаю? Принимаю Бога, или не принимаю? Имеет ли жизнь смысл, или в ней его нет?» Особенно в наше время, когда огромное количество людей отказываются принимать жизнь и не понимают ее смысла. Отсюда эти бедствия – от неприятия мира, от безответственности человеческой. Человек истлевает, не видя смысла, отказываясь от решительного «да», или «нет», от ответственности. И заканчивает тем, скажем, что становится бомжом, спивается, теряет свое человеческое предназначение. А Великий пост и есть время, когда человек вдумывается: чего ради он живет. Великий пост и нужен для того, чтобы мы сознательно выбрали то, что святые отцы называют «пучиной, которую надо переплыть» – жизнь. «Пучина» Великого поста есть краткий образ жизни, сокращенный образ нашей жизни. Мы принимаем пост, чтобы, в конце концов, стать достойными жизни будущего века, встретить Пасху, Воскресение мертвых – то, что решает все проблемы. С Воскресения Христа мы понимаем, что все, что нас мучило, ставило в недоумение, приводило в уныние и не давало жить – это прекращается. Жизнь приобретает смысл и содержание, потому что мы становимся участниками этого Воскресения. В этом назначение Трех недель и назначение Великого поста. Неделя мытаря и фарисея; Неделя о блудном сыне и, наконец, Неделя Страшного Суда показывают нам те образы, которые человек должен осмыслить прежде, чем вступить в Великий пост.
-
С 27 февраля в Церкви начинается вторая неделя предуготовления к Великому посту, и на Божественной Литургии читается евангельский отрывок «О блудном сыне». О чем эта притча, батюшка?- У некоего отца было два сына, и младший сын сказал: «Отец, дай мне часть имения, которое должно по праву принадлежать мне». Собственно, он говорит отцу: мне надоело ждать, когда ты умрешь, давай еще при твоей жизни разделимся. И отец согласился, отдал ему часть имения, которое по праву принадлежало ему. И с этим имением сын ушел далече и там расточил свое имение, а когда начался голод в той стороне, он был вынужден пасти свиней, и рожцы, которые ели свиньи, не доставались ему. Он стал истаевать от голода и пришел в себя, сказав: «Сколько наемников в дому отца моего избывают хлебы, а я здесь избываю от голода. Так пойду я к отцу своему и скажу: Отец я не достоин называться твоим сыном, но прими меня в число твоих наемников». Но когда он пошел к отцу, то отец, увидев его издалека, бросился ему на встречу, обнял, поцеловал и сказал, чтобы принесли блудному сыну лучшие одежды, дали ему кольцо и закололи лучшего теленка, чтобы отпраздновать возвращение сына.
-
А каков смысл евангельской притчи о Блудном сыне, отец Владимир?-В этой притче рассказывается, как человек возвращается к Богу: с тем же самым достоинством, с каким он от Него ушел. Мы все находимся в состоянии заблуждения, мы все далеки от отчего дома. Находимся в разладе с самими собой, а мысли и страсти нас гонят в разные стороны. Но человек должен когда-то одуматься и прийти в себя. Понять, что есть дом, есть Отчизна, куда человек должен непременно попасть, если он заблудился и находится вне благодати Божией. Во что бы то ни стало надо возвратиться к Отцу, а Отчизна достигается не просто. И в притче о Блудном сыне есть глубокий смысл: как бы человек не заблуждался, как бы далеко не уходил по пути греха от Бога, он для Бога все равно остается сыном. Человек не может вернуться к Богу и сказать: сделай меня твоим наемником, слугой, потому что я не достоин называться Твоим сыном, но Бог принимает нас все равно, как своих детей, как сына. И один из величайших даров – это неотъемлемый дар быть сыном Божиим. Или не быть им, и тогда не быть вообще человеком. Быть Его сыном – великая радость, и великая тайна человеческого существования. И понять это, само по себе является великим приобретением духовным и дает верующему осмыслить всю необходимость своей подготовки для грядущего покаяния. У Брюсова есть такие строчки: « …завижу я свой отчий дом и упаду, как отрок некий, повержен скорбью и стыдом».
-
Батюшка, что можете пожелать псковичам для крепости в предстоящем посту?-Хотелось бы пожелать всем псковичам не пренебрегать служением церковным. Дело в том, что Церковь – это училище добродетели, это училище красоты. Церковь – это место, где человек научается смыслу жизни, и не только научается, но и присваивает этот смысл жизни себе. Те, кто не ходят в церковь, тем самым обкрадывают сами себя. И мне бы хотелось, чтобы это безудержное воровство прекратилось, чтобы каждый человек понял, что ему место в церкви, потому что Церковь – Дом Отца.