«Право правящих»
Вместе с демократическими реформами к нам в Россию пришло понятие прав человека, а теперь организуется и специальный государственный аппарат по защите прав человека. Я не очень понимаю, что такое права человека и как их возможно защищать. Как это делается технически и насколько это возможно. Пока же в обществе четко обсуждается только одно: право не быть наказанным судом смертной казнью за убийства и другие подобные тяжкие преступления.
Права человека – создание западноевропейской мысли, а точнее Французской революции, которая начала с равенства и защиты прав человека, личности, а закончила пошлой резней и гибелью своих «детей». Что потом повторяли все революционные феномены, в том числе, и в России. В православной традиции нет такого понятия «права личности», но есть четкое понятие обязанности, есть понятие крестоношения: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мтф.,16). «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мтф.,11). У православного христианина есть ноша, и есть одно право – право любить ближнего своего.
Существуют в православной церкви и молитвенные просьбы о «преданности придержащей власти», о «кротости и человеколюбии начальствующих», и о «нестроптивости рабов». Конечно, раб в данном контексте не мирское представление, а Раб Божий. Человек может быть Рабом только у Бога. В церковном богослужении традиционно произносится фраза – призыв к молитве за «Право правящих», имеется в виду «право правящих Слово Истины» – право правящих Патриархов и правящих епископов, которые «управляют» проповедью Евангелия.
Митрофорный протоиерей церкви свт. Николая в Любятове о. Владимир отвечает на мои вопросы о светском «праве правящих»: - Уважаемый о. Владимир, у Пушкина слово «Закон» в его стихотворениях всегда было с большой буквы, и поэт имел здесь ввиду 10 заповедей христианских. Проблема исполнения царями этого Закона в руководстве народом очень волновала Пушкина. Так что же это за «право правящих», которое имеют властители наши и есть ли у них право? -Если обращаться к Пушкину, то, к сожалению, переменились точки отсчета. Раньше, до 19 века, главным умонастроением человека было исполнение своего долга. Человек должен был перед Богом исполнить свою обязанность. Так же и власть исполняла долг перед Богом, например, русский император. Остальные, в свою очередь, слуги царю или отцы солдатам. Служение считалось величайшим достоинством человека. Но, со времени Ницше и переоценки ценностей, пришло другое понимание мира. Мира не из принципа долга, а из принципа воли к власти. Ведь Ницше провозгласил, что сущность мира, а значит, сущность человека – воля к власти. Иными словами: «Я хочу». В этом отношении демократия и все возможные формы нашего быта устроены не на принципах служения (и даже в семье), а на принципах волеизъявления. Это не христианский взгляд на мир, а языческий. И противохристианский. Вместо служения мы определяем свою жизнь как пространство собственного волеизъявления и хотения. И отсюда удовлетворение потребностей прежде всего, хотя это должно стоять отнюдь не на первом месте. Главная потребность человека – духовная жизнь по совести, все остальное прилагалось. И самое важное – исполнение того, чего хочет Бог, а не «я сам». Человек не стремился заполучить того, чего хочу, а стремился выполнить то, что обязан. Вот это принципиальная разница в миросозерцании христианина и нынешнего человека мира сего.
-Но во власть идут в основном люди неверующие и они не очень понимают свои обязанности. Для них, возможно, не существует такое понятие, как выполнение долга, а есть удовлетворение своих амбиций и личных интересов. Как быть? Кто страдает в таком случае? -Страдает народ. Но, как сказал один нехристианин, но сказал правильно: Каждый народ достоин своего правительства. Может, не столько «достоин», сколько и «плохое правительство» дается иногда для вразумления народа. Сейчас церковь составляет 1-2 процента от общего количества населения. Это видимый процент, и мы не видим улучшения в этом плане, но – это закваска, которая квасит тесто. И когда-то народ должен понять, что эта безумная погоня к «я хочу» существует не только у «власть имущих», но и у самого народа.
Поэтому, когда мы говорим о праве правящих, то все-таки каждый должен, начиная с Президента, в первую очередь, слушаться голос совести и воли Божьей, а все остальное приложится. Вот это и есть «право правящих». Ведь сказано для слабых и для сильных «Ищите прежде всего Царство Божие и Славы Его, а все остальное приложится вам».
Записала Наташа Богомолова