«Присутствие Господа здесь очевидно»
-Отец Владимир, Вы - священник, и совсем недавно вернулись из паломничества в Иерусалим, на Святую Землю. Какие чувства Вы пережили, нельзя ли их проанализировать?-Поездка на Святую Землю для меня вроде как курс повышения квалификации. Все то, о чем я читал, знал, мечтал увидеть – я увидел собственными глазами. Когда ты видишь все воочию, это нечто другое. Все реально. И самое поразительное то, что в течение двух тысячелетий, какие только бури не проносились над Иерусалимом, его даже переименовывали, он был разрушен при императоре Тите, потом снова разрушал персидский царь Хосров, и неоднократно разрушался еще, и, тем не менее, следы пребывания там Господа вытравить ничем нельзя. Никуда не деться: вот место Благовещения Божией Матери – Назарет, вот место Его рождения – Вифлеем, вот место встречи Богородицы с Елизаветой, где стоит наш Горненский монастырь, вот место Гефсиманской молитвы Господа нашего Иисуса Христа. Вот Его Крестный путь. Мы находимся в храме Воскресения Христова, идет воскресная служба у Гроба Господня, где-то в четыре часа утра мы возвращаемся, идем по Иерусалиму, а народ, молодежь празднует праздник Пурим, и мы чувствуем на себе отрицательное отношение: нам кричат: «Христиашки! Христиашки!» Треть населения Иерусалима знает русский язык, они приехали из СССР и России. Мы переживаем пасхальную радость, а они плюются в нас. Самое поразительное, что народ враждебно относится к христианским святыням, но они стоят нерушимо. Никакая власть ни еврейская, ни арабская, ни турецкая, ни персидская, ни римская не смогла уничтожить святыни, связанные с жизнью Иисуса Христа. Все, буквально все: природа, Генисаретское озеро, горы Иудейские говорит о присутствии Спасителя. Вот это чувство поразительно, и оно очень укрепляет в вере. Никакими фактами человека убедить невозможно, должно быть какое-то внутреннее преображение, чтобы стать христианином. Нужно заново родиться. Но когда ты приобрел веру, то путешествие по Святой Земле укрепляет в этой вере. Это важно и священнику, да и каждому христианину раз в жизни побывать там.
-Раньше на паломничество в Иерусалим не всякий решался, это было очень далеко и опасно.-Да, это было связано с большой опасностью. Наша святая Евфросиния Полоцкая путешествовала в Иерусалим, когда шла война между крестоносцами и арабами, христианские паломники тогда подвергались смертельной опасности. Там же бедуины, по сути дела, разбойники, и всегда была опасность быть захваченным в плен или проданным в рабство. Поэтому собирались в большие группы, чтобы себя как-то обезопасить. Вот в 19 веке было относительно спокойно, и с турецкой властью была договоренность, чтобы христианских паломников допускали до святынь. Но и тогда было опасно. Сейчас идеальные условия. Самолеты, пароходы…
-Как будто Господь говорит: пожалуйста, приходите. -Да. И когда я туда приехал, вспомнил стихотворение Лермонтова «Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела. Каких садов, какой долины ты украшением была». У Лермонтова, в котором всегда шла борьба между Богом и сатаной, эта пальмовая ветвь из Иерусалима, которую привез ему друг из паломничества в Палестину, вызывала теплое религиозное чувство. Созерцание таких святынь воздействует на человека безусловно. Недаром Православная Церковь украшается иконами и другими священными предметами потому, что они незримо благодатно действуют на человека. Как эта ветка на Лермонтова. И человек, посещающий Святые места, чувствует приток благодатных чувств.
-Какое-то потрясение Вы пережили, батюшка?-Голгофа. Как писал Евангелист Матфей о времени смерти Иисуса Христа на кресте, когда «земля потряслась и камни расселись», случилось землетрясение, и Голгофа с крестом и распятым на нем Иисусом, раскололась. Это сохраняется в храме Голгофы, по-моему, она «принадлежит» Армянской церкви
-Каждая святыня, связанная с крестным путем Иисуса, принадлежит определенной христианской церкви?-Да, храм Воскресения Господа включает в себя несколько других храмов, сохраняющих святыни, и даже на крыше есть храм Эфиопской православной церкви. Так вот, я увидел собственными глазами расколовшуюся Голгофу, вплоть до основания. Когда евангельские слова можно подтвердить топографически и исторически, это поразительно.
-А еще, какие события Вы пережили за эту неделю?-Случилось необычное для меня происшествие. Мы приехали на Иордан в то место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа, своих учеников, народ. Мы погрузились в воды и вышли, а ко мне подходят индонезийцы которые, стали просить, чтобы я крестил молодую пару. Я стал отказываться, но они меня умоляли. И я вспомнил событие, происшедшее с Филиппом и эфиопской царицей, и решил, что надо пойти навстречу. Мы сошли в воды Иордана, и я их крестил, говоря по-русски: «Крещаются раб Божий Чарльз и раба Божия Фаина во Имя Отца – Аминь! И Сына – Аминь! И Святаго Духа – Аминь!». И что меня поразило, когда мы в третий раз вышли из вод Иордана, крещеные плакали от счастья, и мы все втроем, не договариваясь, стали петь «Аллилуйя!». Потом они принесли листы сертификата, чтобы я удостоверил их крещение. Я там написал, что такие-то крещены во Имя Святой Троицы священником Русской Православной Церкви. И расписался.
-Иудейскую пустыню довелось увидеть?-Да, мы были в районе Иерихона и Мертвого моря: монастырь преподобного Герасима, за которым ухаживал лев, и умер на могиле преподобного. И монастырь преподобных Иоанна и Георгия Хозевита. Это огромный монастырь, большой храм в скале, бесчисленное количество пещер, где жили насельники до времен Хосрова. Говорят, там было более пяти тысяч отшельников. Царь Хосров в 6 веке, захватив монастырь, убил многих, и кости их там и хранятся для поклонения. Монастырь потом был восстановлен и просуществовал до арабского завоевания. Потом воскрес в 19 веке, к сожалению, палестинские монастыри в наше время опустели. И последний подвижник, который жил в пещере, умер три года назад, и ни в одном монастыре нет священников. Служб там не происходит. Только по большим праздникам, когда священники приезжают. Такая ситуация повсеместна, но в наших монастырях: Горненском, Елеонском, Гефсиманском мы застали службы. Молились. Я даже встретил своих старых знакомых: игуменью Гефсиманского монастыря Елисавету и духовника Иоанна. Встретился с матушкой Георгией в Горненском монастыре, мы сорок лет не виделись. Были мы в Вифлееме. Он на палестинской территории, никаких препятствий у нас не было. Помолились у пещеры, где родился Иисус Христос.
-А в монастыре св. Марии Магдалины, землю которого Хрущев продал за апельсины?-Да были, там великолепный сад монастырский, хранятся святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которым и мы на Псковской земле недавно поклонялись.
-Вы ездили с паломнической группой, отец Владимир?-Да. Это были паломники из паломнической службы «Радонеж». Сам-то я ехал только по той причине, что прихожане нашей церкви к моему 65-летию субсидировали меня, сделали мне такой подарок. Я им очень благодарен за то чудо, которое произошло в моей жизни: паломничество на Святую Землю.
-У Вас при храме св. Николая в Любятово есть своя паломническая служба, существуют ли какие-то проблемы, дело-то ведь новое?-Проблема в том, что у меня мало времени. Обычно в паломничество удобно отправляться в воскресенье, а у меня службы. Служба важнее, храм не оставишь. Но отсутствие священника отражается на духовном качестве поездок.
-Вы считаете, что в паломничестве непременно должен быть батюшка?-Да, священник должен быть, потому что он духовно организует группу, и я в этом убедился сам, когда был в Иерусалиме. У каждого святого места надо помолиться, и священник может организовать молебен. Что касается нашей паломнической службы, то мы действуем в пределах области, хотя бывают поездки и за ее границы. У нас достаточно святых мест. И, сравнивая Святую Землю с нашей Псковской, мне все время приходила на ум одна мысль: наша Псковщина не Святая Земля, как Иерусалим, но у нас столько подвижников веры: преподобные, святые… И Онуфрий Мальский, и Досифей Верхнеостровский, и Никандр Псковский, и Савва Крыпецкий, Корнилий Печерский, преподобный Симеон (Желнин). Наши псковские края благодатны благословением Самого Христа через молитвенников. Присутствие Господа здесь очевидно, надо только иметь открытые глаза. Эта та самая земля, о которой Тютчев сказал: «Всю, всю тебя, родная, в рабском виде Царь Небесный исходил, благословляя». Путешествия по святым местам очень помогают верующему. Да и для каждого верующего важно не просто общение с единоверующими, единомышленниками, но еще и с теми верующими, которые были раньше, жили задолго до нас. Мы находим среди них друзей и молитвенников уже в том, благодатном мире. И паломничество дает такую возможность: поцеловать то место, где стояли «его пречистые ноги». А святой откликается на нашу молитву.