«Церкви открываются, а радоваться нечему»
Интервью газете «Аргументы и факты. Псков» (№350)
Храм святителя Николая в Любятово – один из особо почитаемых и у псковичей, и у жителей области. У него богатейшая история, уходящая в XVI век. Здесь, в Любятовском монастыре, останавливался на ночлег Иоанн Грозный, чтобы наутро учинить в Пскове резню, подобную новгородской. Кто знает, может именно здешние намоленные стены остановили царя в его страшном намерении? Любятовская церковь даже в не менее грозные советские времена была закрыта всего лишь на год. А еще Никольский храм притягивает верующих тем, что здешний приход многие годы окормляет его настоятель, митрофорный протоиерей Владимир Попов…
Бабушки «в платочках» помогли сохранить веру- Отец Владимир, сколько же лет вы служите в Любятовском храме?- Более 30 лет, с 1973 года.
- Кому как не Вам лучше знать своих прихожан, псковичей. Какими они Вам видятся? - Когда я только пришел сюда, это был приход бабушек. Молодежь в церковь не ходила. Впрочем, как и сейчас не ходит. Мужская часть населения тоже обходила церковь стороной. То есть приход состоял из людей «в платочках». Но именно они, бабушки, поддержали тогда Церковь, ведь время было лютое, угнетающее. Я тогда дружил с отцом Сергием Желудковым, местным правозащитником, и не мог скрыть перед ним своего уныния, ощущения того, что мы мало-помалу задыхаемся. Потому что политика партии была такая: удушить Церковь естественным путем, чтобы она заглохла, и все. И самое страшное, что, несмотря на все наши усилия, все шло именно к этому. Хотя тем не менее эдакая крестьянская, кондовая вера сохранялась. Сейчас у людей идет перемена внутреннего мировоззрения. Человек был с советским менталитетом, и вдруг он почувствовал, что есть Бог. Ушло прежнее поколение, ему на смену пришли в основном люди с образованием. Сейчас в приходе много врачей, педагогов, которые освободились от «страха иудейского» – можно приходить в церковь, не боясь, что тебя выгонят с работы. Это отрадное явление. Но с другой стороны, надо постоянно заботиться, чтобы восстановить традиционное мировоззрение. Это очень важно, особенно для Православия.
- А когда Вам интереснее служилось: во времена «бабушек» или сейчас?- Конечно сейчас, потому что расширился круг возможностей священника. У меня есть возможность выступать среди военных, сотрудников милиции, студентов. Необходимо, чтобы духовенство активнее пользовалось этим положением, надо обратить внимание на печальную духовную ситуацию в стране. Открываются церкви, монастыри, а радоваться-то нечему. Ведь доля тех, кто постоянно ходит в церковь, едва ли превышает два процента. И здесь большую роль играют СМИ, которые делают все для того, чтобы потребительское общество осталось в своем потребительском существе. В обществе преобладает реклама всевозможных удовольствий, заставляющих человека жить духом века сего.
- Как Вы считаете, что может заставить человека обернуться к Церкви?- Для того чтобы человек пришел в церковь, во-первых, надо чтобы он задумался о смысле жизни. А об этом редко кто задумывается. Во-вторых, Православие ставит перед человеком очень высокие рамки, у нас требования к человеку гораздо выше, чем, скажем, в мусульманстве. Православие требует, прежде всего, борьбы с самим собой, насилия над своими страстями, борьба с ними, борьба со злом, которое живет внутри каждого человека. Согласитесь, это мало кого радует. Причем многие современные люди не ходят в церковь именно потому, что это требует безгрешия, а они хотят сохранить свою греховность. И относятся к церкви как к чему-то магическому: поставил свечку – и тебе должно быть хорошо, вложил какие-то деньги на ремонт храма – и тебе это должно зачислиться в положительное. Минуя собственное преображение, минуя собственное покаяние, минуя борьбу с собственным греховным «я». Такому человеку трудно стоять в церкви, потому что он приходит с кучей своих грехов, не думая от них очиститься, и благодать Святаго Духа просто выталкивает его из церкви. Очень мало в церкви мужчин. Потому что они менее интерспективны, меньше обращают внимание на свое духовное состояние, чем женщины. Это приводит к тому, что совесть человека мучает, а человек глушит ее водкой или какими-то развлечениями. Таким образом, подавляющая часть мужского населения находится в состоянии такого духовного растления и духовной безысходности.
Православный человек живет по Юлианскому календарю
- Вам не кажется, что и сама церковь вносит некую сумятицу в головы, к примеру, не поступаясь старым календарем. Когда в церкви строгий рождественский пост, весь народ веселится, встречая светский Новый год. А когда надо радоваться рождеству Христову – у народа уже нет сил, все было потрачено на новогодних каникулах. Возможен ли переход Православной Церкви на гражданский календарь?- Я думаю, вряд ли это произойдет. Переход на новый стиль означает перемену очень многих традиций, а самое главное – таких важных моментов, которые чувствуются только верующими людьми. Православный человек живет по Юлианскому календарю. Вот даже крещенские морозы приходят на Крещение, а не в другое время. Или другой пример. На Богоявление происходит повсеместное освящение воды. Вне зависимости от того, освящает ее священник или не освящает. Недавно я был в Иерусалиме как раз на католическую Пасху. И, представьте себе, Святой огонь, который сходит там, он появляется не на католическую, а именно на православную Пасху.
Кстати, Церковь пыталась перейти на новый стиль в 1917 году, но верующие его все равно не приняли. Объявили, к примеру, что Покров Божией Матери будет 1 октября по новому стилю, но все равно верующие пришли в Покров 1-го числа по старому стилю. И так во всем. Поэтому, если мы перейдем на новый стиль, неизвестно, примет ли это Бог. Это все очень сложно, это надо согласовывать с волей народа, но еще более – с волей Божией.
Действительно, некоторая сумятица в существовании двух календарей есть. Люди встречают Новый год, но и верующие его тоже встречают – бессмысленно встречать новый год по старому календарю. Конечно, происходит довольно часто нарушение поста в связи с этим праздником, но ведь бывает, что выпадают праздники и на Великий Пост, ничего с этим не поделаешь. Да и не такая уж это страшная проблема.
Каждое воскресенье – в церковь
- Вы сказали, что у Православия очень высокая планка. Но ведь во многом эта планка, включая службы, обряды, была рассчитана на старую, крестьянскую Россию. Сейчас совершенно другое время: стремительное, динамичное, когда каждая минута дорога. А служба в церкви тянется, бывает, не один час. Может, правильнее было бы Церкви как-то приспособиться к нынешним временам? - На мой взгляд, это не играет особой роли. На Западе месса очень короткая – 40 минут, но люди и там все равно не ходят в церковь. Говорят, что служба непонятна. Она непонятна, потому что люди не хотят вникнуть в содержание службы. Якобы мешает славянский язык. И славянский язык не мешает. Переход на национальные языки чреват еще и неожиданностями, происходят языковые казусы. Например, мы привыкли говорить Деве Марии «Радуйся, Невесто Неневестная!» А если перевести, скажем, на украинский язык, получается нечто чудовищное: «Радуйся, Дивко Незасватана!» Такие же казусы могут случиться и с переводом на русский язык.
Когда в католической церкви все службы перевели на французский язык, то все католические мессы, которые пелись на латыни, исчезли. Потому что французский язык не приспособлен к той мелодии, которая пелась на латыни. Таким образом, богатейший культурный, музыкальный слой католической службы просто исчез. То же самое может случиться и с нами, потому что подавляющее большинство песнопений написано на славянском языке. Такая реформа может привести к очень печальным результатам. Да и не надо ничего менять. Довольно небольшого усилия – и славянский язык станет прозрачным и понятным для русского человека.
Это относится и к другим обрядам. Сейчас люди охотно освящают квартиры и машины. И не без результата. Многие мне рассказывали, что на освященной машине ехать как-то удобнее. Это радует. Мне думается, у каждого бизнесмена найдется выходной день, чтобы побывать на службе. Достаточно ходить один раз в неделю, и это будет мощным толчком для духовного роста и возрастания. Человек, ходящий в церковь раз в неделю, в воскресенье, уже через год получит очень мощное духовное развитие. Это абсолютно точно.
Беседовал Юрий Степанов