Программа паломнической поездки в Пюхтицкий Успенский женский монастырь (Эстония) (2 дня / 1 ночь)
1-й день08:00 – отъезд из Пскова;
10:30 – ориентировочное время прибытия в Тарту, свободное время. Желающие могут посетить аквапарк
AURA, научно-развлекательный центр
AHHAA, Тартуский
МУЗЕЙ ИГРУШЕК или просто погулять по городу
14:30 – отъезд из Тарту;
16:00 – Пюхтицкий ставропигиальный Свято-Успенский женский монастырь. Размещение в монастыре, трапеза (полдник). Вечернее богослужение (начало вечерних служб в летнее время в 18:00, в зимнее в 17:00). Ужин. Ночлег в гостинице монастыря.
2-й день09:00 – божественная литургия (в будние дни в 7:00), знакомство с монастырем, посещение св. источника, обед;
14:00 – отъезд из монастыря. Остановка в Тарту (1-1,5 часа) возле торгового центра
LOUNAKESKUS или в центре города;
22:00 – ориентировочное время прибытия в Псков.
Стоимость поездки 5000 руб./чел.
Запись в поездку по тел.: (8112) 62-22-25; 8-921-218-80-13; 8-921-218-80-12
В стоимость входит: переезд по маршруту программы, питание (полдник, ужин, обед) и ночлег в Пюхтицком монастыре.
В стоимость не входит: шенгенская виза, медицинская страховка.
Примечание. Для поездки нужен заграничный паспорт с действующей
шенгенской визой и медицинская страховка.
Документальный фильм о монастыре "ПЮХТИЦА - СВЯТОЕ МЕСТО"
Документальный фильм "СВЯТАЯ ГОРА" о Пюхтицком монастыре
ПЮХТИЦКАЯ ИГУМЕНЬЯ
(рассказ паломницы)
Пюхтица, в переводе с эстонского, «святое место». Не ожидала, что мои робкие мечты, связанные с Пюхтицким Успенским ставропигиальным женским монастырем, исполнятся, и я смогу побывать в нём в паломнической поездке. До этого доводилось бывать в монастыре «проездом» три раза, два из них на закате советской жизни.
Успенский храм, гора с соснами, на которой он стоит, аккуратные дорожки, деревянные домики-кельи, святой источник – первое купание - оставили тогда сильное впечатление. И вот 16 августа от Никольского храма в Любятове мы паломничаем в Пюхтицу. Тепло, солнце, уютная Эстония с чисто убранными полями, выметенным лесом, красивыми хуторами, наконец, виднеется Успенский храм. Он имеет необыкновенный теплый цвет: цвет песка соединяется с цветом красной глины.
Два наших православных Успенских монастыря не закрывались в советское время, благодаря эстонской «прописке»: мужской Успенский Псково-Печерский и женский Успенский Пюхтицкий. А это значит, что монастырская традиция в них не прерывалась, правила монастырского устроения, монашеской жизни перенимались из поколения в поколение, что очень важно в монашеском делании. Именно поэтому около 20 игумений РПЦ вырастила Пюхтицкая обитель для наших монастырей.
Непременно основанию монастыря предшествует или явление Божией Матери, или Её образа, и здесь, на горе Куремяэ, в 16-м столетии явилась Божия Матерь эстонскому пастуху, а потом на этом же месте был обретен и образ Успения Божией Матери. 15 августа 1891 года Пюхтицкая обитель была открыта по благословению праведного отца Иоанна Кронштадтского, при попечении губернатора Эстляндии С.В.Шаховского и его супруги, которые по своей кончине упокоились в обители. Строили Успенский собор в 1910 году тоже по благословению св. Иоанна Кронштадтского на том месте, где четыреста лет назад явилась икона Божией Матери, названная Пюхтицкой.
Сам батюшка приезжал в Пюхтицу и помогал. Он говорил первой игуменье монастыря Варваре: «Матушка, у вас такой собор стоит на горе, что антихрист до него не дойдет! И ваш монастырь Матерь Божия так сохранит, что вы никогда и ни в чем не будете иметь нужды. Богатыми не будете, но сыты будете всегда. Будете трудиться – будете сыты». Успенский Пюхтицкий монастырь не древний, но благочестивый, с уставом Костромского Анастасиевского монастыря, откуда была первая игуменья Варвара. Молились здесь на двух языках, русском и эстонском, эстонцы любят Пюхтицу, и до сих пор эстонский язык сохраняется в обители в молитвенных песнопениях. Двенадцать домиков, построенных первой игуменьей, которые называла она времяночками, до сих пор стоят и в них живут сестры. Жили и мы в одном из таких домиков.
Во время войны Пюхтицкая обитель не пострадала, и, как вспоминал наш летчик, летевший бомбить территорию монастыря, на которой укрепились немцы, явилась ему в небесах красивая женщина и сказала: «Не разоряй Моего монастыря». И немецкие, и советские бомбы пролетели мимо, монастырь сохранился заступничеством Пресвятой Богородицы.
Расцвела обитель при управлении Эстонской кафедрой молодым владыкой Алексием, позже Патриархом Алексиим II. Именно митрополит Таллиннский и всея Эстонии Алексий благословил матушку Варвару
(1) из Виленского монастыря на управление обителью. Она стал игуменьей в 37 лет, не очень этого хотела, но «пошла за святое послушание», - как она сама вспоминает в одном из интервью.
Приведу воспоминания матушки Варвары о Пюхтицком монастыре в начале ее служения в игуменском сане: «Послушание богомольцев в те времена не было, все монахини трудились. Наш батюшка говорил: «Сестры, только не ропщите, пюхтицкие, только не ропщите. Три шага у вас до Царствия Небесного – только не ропщите». И это действительно так было, потому что труд был, действительно, очень тяжелый. Но выдерживали. Владыка Алексий не только помогал нам по хозяйству, но был для нас также и духовным руководителем. Он очень проникся к Пюхтицам. Это для него была родная обитель. Можно сказать, что монастырь он сам поднял. Мы только за послушание бегали туда-сюда, туда-сюда».
Промыслом Божьим мы попали к юбилею игуменьи Варвары: в монастыре 17 августа собирались праздновать её 80-летие, ждали архиереев, игуменью Горненского монастыря в Иерусалиме Георгию. Пюхтицкая игуменья в апостольнике сидела на лавочке возле своего домика-кельи и принимала поздравления, каждый мог подойти под ее благословение.
Матушка Варвара – единственная игуменья в Русской Православной Церкви, которая более сорока лет руководит обителью. По понятным причинам игумений с таким стажем у нас нет. Как говорил приснопоминаемый старец Иоанн (Крестьянкин), юбилей монаха – его кончина. Но, наблюдая, как радостный народ подходил с поздравлениями к матушке Варваре с подарками, цветами: от роскошных букетов до скромных веточек астр, как беспрестанно фотографировали юбиляршу, чувство благоговения к монахине не покидало меня. И, подходя под благословение, явственно ощутила, как светла матушка, как принимает с добром она всех нас, толпящихся возле ее лавочки. Тут подошла матушка Георгия, только что приехавшая в обитель, и игуменья Варвара встретила ее словами: «Здравствуй, моя хорошая! Здравствуй, моя красавица!» Они вместе начинали иноческий путь с Пюхтицы, потом подвизались в Виленском монастыре, и вот теперь уже много лет служат одна - в Пюхтицкой обители, другая тоже за границей - в Святой Земле Иерусалима, в Горненском монастыре. Неисповедимы пути Господни.
С моей спутницей в паломничестве матерью Никандрой, монахиней из Дедовического Покровского прихода, мы окунались в Живоносном источнике обители по нескольку раз: он теплый, «жалостливый», Матерь Божия жалеет паломников, и вода здесь не сводит ноги холодом. Окунайся сколько душе угодно во славу Божию. На вечернем богослужении вместе с народом молился митрополит Корнилий, глава Эстонской кафедры Московского Патриархата. Игумения сидела в кресле, напротив чудотворного образа Успения Пресвятой Богородицы, народ всё подходил и подходил к матушке, чтобы поздравить её с праздничной датой рождения.
А на другой день за литургией молились Высокопреосвященства митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий; Феогност, архиепископ Сергиево-Посадский; Маркелл, епископ Петергофский, викарий Санкт-Петербургской епархии; Меркурий, епископ Зарайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; епископ Нарвский Лазарь, викарий Таллиннской митрополии, молились приходские батюшки православных храмов эстонской земли, игуменьи монастырей РПЦ, для которых Пюхтицкая обитель была когда-то родной.
Уже после того, как матушка игуменья причастилась, и за литургией ее наградили патриаршими наградами: наперсным крестом и орденом преподобной Евфросинии, покидая амвон с помощью гостей обители, она сказала нам: «Какие вы все хорошие, а я-то, какая худая». И в этом признании монахини было столько любви к собравшимся ради нее людям, столько смирения, что невольно навернулись слезы не у меня одной. Игуменья Варвара, как говорят о ней те, кто знает монахиню, редкий пример, даже в нашей Церкви, кротости и смирения, всепоглощающей любви. Эти добродетели матушки Варвары ощущались нами почти физически. При этом она сохраняет все качества управительницы сложного монастырского хозяйства: Пюхтицкий монастырь ее трудами и трудами сестер как пасхальное яичко.
Сейчас матушка Варвара уже не может передвигаться самостоятельно, ее поддерживают сестры, но какая сила духа у этой русской игуменьи, как радостно осознавать, что есть еще такие подвижники веры православной в нашей с вами жизни. Когда-то в Пюхтицкой обители служил архимандрит Гермоген, ныне духовник Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря.
В Успенском храме голубеют лампионами паникадила, сверкает Успенский образ Божией Матери, прекрасный образ Пюхтицкой хранительницы обители. По окончании праздничной литургии паломников пригласили за столы, которые были накрыты прямо во дворе, трапеза была праздничной, насколько это возможно в пост. По окончании трапезы мы поклонились обители и двинулись на Псков.
(1) Игуменья Варвара почила о Господе 8 февраля 2011, похоронена на монастырском кладбище вблизи алтарной части Николо-Арсеньевского храма.Наталья Шершнева
Псков-Пюхтица-Псков, 16-17 августа 2010 г.